Каждый российский водитель, оформляя полис обязательного страхования ОСАГО, хочет получить максимальную скидку. Это возможно только при условии многолетнего безаварийного управления автотранспортом, что в свою очередь ведет к минимальному значению КБМ и 50%-ной скидке на полис ОСАГО. Потому, перед оформлением автогражданки, автовладелец проверяет коэффициент, надеясь увидеть увеличение скидки. Однако при проверке показателя по базе РСА может оказаться, что коэффициент не соответствует реальному стажу безаварийного вождения, например, стал равным единице. Тогда необходимо немедленно восстановить КБМ, выбрав подходящий способ. А их существует несколько видов: бесплатные и платные. Эта статья посвящена возврату скидки за безаварийное вождение и правильного значения КБМ.
Почему может понизиться КБМ
КБМ может принять неправильное значение по нескольким причинам. Вместе с повышением класса водитель утратит скидку на покупку полиса ОСАГО, даже если он несколько лет аккуратно водил автомобиль и не нарушал ПДД.
КБМ может перестать соответствовать реальному значению по вине страховщика, оформлявшего договор страхования ОСАГО. Например, если он не внес сведения об автогражданке в базу РСА. А ведь только страховые компании с помощью специальных программ могут вносить в базу РСА информацию о заключенных договорах. Они обязаны делать это в сроки, оговоренные законодательством.
КБМ перестанет соответствовать действительности, если страховщик:
• не внес информацию в базу РСА;
• внес данные несвоевременно,
• при внесении сведений допустил ошибку.
Ошибка, допущенная один или несколько раз, повлияет на стоимость последующих договоров ОСАГО.
Коэффициент может перестать соответствовать действительности, если водитель:
• приобрел поддельную автогражданку. Естественно, что эти данные не будут внесены в базу РСА;
• был вписан сразу в несколько договоров страхования;
• ездил на авто по открытому полису ОСАГО и не являлся его владельцем. В такие полисы не вписываются лица, допускаемые к управлению автотранспортом. Потому водители теряют год, и их КБМ снова становится равным единице;
• был вписан в уже действующий полис. За это законодательство предусматривает понижение КБМ до 3 класса и потерю права на скидку при оформлении ОСАГО;
• оформил новое удостоверение водителя, но страховщику об этом не сообщил. Либо поставил в известность, но страховая компания вовремя не передала эту информацию в РСА
Если КБМ вырос из-за страховщика, это легко исправить. Необходимо придерживаться определенного алгоритма, описанного ниже, и коэффициент будет гарантированно восстановлен.
Как обнаружить ошибку
Прежде чем восстановить КБМ, следует разобраться, когда именно была допущена неточность, ставшая причиной его неправильного отражения. Это можно сделать с помощью предыдущих договоров страхования (оригиналов или их копий).
Проверяя полисы ОСАГО, выпущенные до 2018 года, придется вручную пересчитывать цену и выяснять примененный коэффициент. При этом в расчет придется брать указания Центробанка РФ и страховые тарифы, действовавшие при оформлении полиса в каждом году. Страховые тарифы — величина не постоянная, а потому время от времени изменяются.
В бланках договоров ОСАГО, заключенных с начала 2018 года, указываются все возможные коэффициенты, в том числе и КБМ. Такие договора проверять намного легче.
Чтобы облегчить задачу, проверку необходимо начинать с договора, заключенного в последний год. И постепенно проверять полисы, пока не будет найдена ошибка.
Чтобы избежать возникновения подобных ошибок, следует ежегодно:
• сверять цену полиса с расчетами онлайн-калькулятора;
• проверять КБМ по АИС РСА.
Это позволит выявить ошибку еще в действующем полисе ОСАГО и быстро устранить ее.
Если подобные проверки не проводились ранее, выявить ошибку будет не просто. Она может оказаться в любом договоре страхования. Более того, таких ошибок может быть несколько.
Когда ошибка найдена, водителю следует сразу же воспользоваться помощью страховых компаний.
Восстановление КБМ через страховщика
Один из бесплатных способов восстановить КБМ — обратиться к страховщику, который оформлял договор страхования и сделал неправильные расчеты или внес неверную информацию в базу РСА. Компания проведет внутреннюю проверку. Если выяснится, что ошибка была допущена именно страховщиком, СК внесет необходимые изменения в РСА. На это понадобится несколько рабочих дня.
Казалось бы, ничего сложного. Но это легкий процесс, если ошибка допущена в последнем договоре страхования. Чем больший промежуток времени прошел от совершения ошибки до настоящего времени, тем процесс восстановления будет дольше и сложнее.
Исправить ошибку, допущенную на несколько лет раньше, до 2019 года было довольно сложно. Необходимо было обращаться только к страховщику, допустившему ошибку. Например, ошибка была найдена в договоре, оформленном в 2014 году. Чтобы ее исправить, следовало обращаться к страховщику, оформившему полис в 2014 году. Сложность заключалась в том, что не все страховые компании работали на момент выявления ошибки.
С 2019 года произошли кардинальные изменения. Теперь любые ошибки, допущенные в договорах страхования, даже оформленных ранее и у других страховщиков, можно исправить в страховой компании, которая оформили действующий полис автогражданки.
Для того, чтобы восстановить КБМ через страховщика, следует:
1. Написать в двух экземплярах заявление об изменении КБМ на имя ее директора. В качестве основания нужно указать предыдущий договор автострахования, документ об отсутствии компенсационных выплат, полученный у предыдущей СК.
2. Вместе с заявлением подать копии предыдущего договора автогражданки или вышеуказанной справки. Оба экземпляра заявления регистрируются у секретаря компании с присвоением порядкового номера и отметкой о дате подачи.
3. Первый экземпляр подается в СК, второй — остается у водителя.
4. Заявление будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
Существует важное условие: при подаче заявления на восстановление коэффициента, водитель должен иметь действующий договор автострахования ОСАГО.
Если СК отказывается принять заявление, его следует отправить по почте на адрес компании. Отправлять нужно заказное письмо с уведомлением.
Спустя 10 рабочих дней следует проверить коэффициент по официальной базе РСА. Если исправлений не последовало, необходимо обращаться к страховщику и выяснить, почему изменения не внесены в срок, отведенный действующим законодательством.
Как правило, страховщики выполняют обязанности в срок. В противном случае необходимо обратиться с жалобой в Центробанк РФ или РСА.
Особенности самостоятельной подачи заявления на восстановление КБМ
От заявления зависит полученный результат. Потому, при заполнении заявления на восстановление правильного значения КБМ, водителю следует перечислить все, что он просит у страховой компании.
Автовладелец может попросить, чтобы страховщик:
• восстановил правильный класс КБМ;
• внес в полис соответствующие отметки, включая правильный показатель КБМ;
• провел перерасчет стоимости страховки с учетом правильной скидки, а переплату вернул владельцу полиса;
• внес в АИС РСА верную информацию.
Как указано выше, к заявлению следует приложить документы:
• удостоверение водителя;
• предыдущие договора страхования;
• справку, подтверждающую факт отсутствия страховых выплат. Ее можно получить в страховой компании, оформлявшей страховку;
• справку об отсутствии ДТП из ГИБДД.
Если к заявлению не приложить требуемых документов, то восстановление коэффициента никто не гарантирует.
Восстановить КБМ через Центробанк РФ
Обнаружив ошибку, для того, чтобы восстановить КБМ, можно обратиться в Центробанк России. Чтобы воспользоваться этой возможностью, следует перейти на официальный веб-ресурс ЦБ РФ и через специальную электронную форму подать жалобу на КБМ по автогражданке.
Пошаговый план подачи жалобы:
1. В Интернет-приемной перейти к разделу «Подать жалобу».
2. Опуститься в раздел «Страховые организации» и перейдя на вкладку «ОСАГО» выбрать тему подаваемой жалобы — «Неверное применение КБМ при заключении договора».
3. Автоматически высветится следующая страница с темой жалобы (Страховые организации), продуктом рынка (ОСАГО), типом проблемы (Неверное применение КБМ при заключении договора) и пояснением, что необходимо сделать для восстановления КБМ. Если поданная информация не устраивает, следует нажать «Нет, хочу подать жалобу».
4. Ответив на заданный вопрос, необходимо перейти к оформлению жалобы.
5. Вместе с жалобой понадобится загрузить отсканированный полис ОСАГО с минимальным КБМ вместе со справкой от страховщика об отсутствии страховых выплат.
6. Сервис подтвердит получения жалобы письмом, которое придет на указанный электронный адрес.
7. Проверка займет около 30 дней. Полученный результат в письме от Центробанка также придет на электронный адрес.
После получения жалобы, Центробанк проверит данные в РСА. При положительном решении в систему будут введены реальные данные. Автовладелец должен самостоятельно проверить КБМ через базу РСА. Если он восстановлен, водителю необходимо обратиться к автостраховщику для внесения корректировки в полис.
Восстанавливает ли КБМ РСА?
У российских автовладельцев иногда возникает вопрос — что делать, если в процессе проверки выявлено, что ошибка была допущена несколько лет назад и этой страховой компании уже не существует? Страховщик может исчезнуть с рынка по разным причинам. Он может разориться, ликвидироваться, реорганизоваться, быть купленным и т.д.
В этом случае у пострадавшего водителя возникает желание напрямую обратиться в Российский СА для восстановления коэффициента. Но делать этого не следует.
Согласно законодательству, РСА не уполномочено к самостоятельному внесению изменений в собственную базу данных. Это могут сделать только автостраховщики. Потому, для восстановления КБМ следует обращаться к страховщику, оформившему действующий полис ОСАГО.
Рекомендуем регулярно проверять КБМ по официальной базе РСА. Делается это достаточно просто и быстро.
Как восстановить КБМ через брокеров
Кроме самостоятельного решения вопроса на тему как восстановить КБМ, существует иной способ. Можно обратиться к помощи страховых брокеров. Но если страховщики и Центробанк восстанавливают коэффициент бесплатно, то специальные сервисы попросят оплатить свои услуги. Они уверяют, что вернут положенную скидку и восстановят правильный коэффициент в течение нескольких дней.
Как правило, к страховым брокерам обращаются люди, столкнувшиеся с волокитой страховщиков и длительным периодом решения подобных вопросов. Такие сервисы попросят указать дату рождения, Ф.И.О., номер водительского удостоверения.
Заключение
Водителям, которые ездят без аварий, необходимо восстанавливать потерянную скидку и КБМ. Это поможет существенно сэкономить на покупке ОСАГО.
Бесплатное восстановление КБМ через Центробанк займет более месяца. Обратившись в страховую компанию, процесс возвращения коэффициента продлится недели две. Однако, гораздо меньше времени занимает восстановление КБМ через брокера КБМ24.РУ, в среднем это 1 день. Если же страховщик или брокер не сможет решить проблему, придется все равно обращаться в Центробанк.
Однако не стоит бояться трудностей. Необходимо добиваться восстановления скидок и правильного значения коэффициента. За безаварийное вождение водитель заслужил право покупать полис вдвое дешевле. Потому ему стоит отстаивать свое право на скидку.