О грядущих изменениях в ОСАГО Центробанк РФ предупреждал заранее. 28 декабря 2018 года на официальном сайте ЦБ РФ было опубликовано Указание № 53241, согласно которому с 09.01.2019 в действие вступали новые тарифы полисов ОСАГО. Нововведения коснулись базовой стоимости страховки, КБМ и КВС, порядка расчета стажа вождения.
Как изменились тарифы ОСАГО
Основные изменения коснулись базовой ставки тарифов автогражданки. Данный показатель зависит от того, к какой категории относится страхуемое ТС. Нормативно-правовой акт регулирует лишь предельные значения тарифов.
Нововведение значительно расширили ценовой коридор полисов ОСАГО. Минимально возможная цена полиса уменьшилась на 20%, а максимальная — увеличилась на 20%. Это означает, что для некоторых владельцев транспортных средств полис автогражданки обойдется дешевле. Например, для владельцев мототранспорта (мотоциклов и мотороллеров) базовый тариф уменьшился на 10,9%. А вот для остальных автовладельцев нововведения обернутся повышением стоимости страховки ОСАГО.
Каждый страховщик самостоятельно определяет значение этого показателя. Закон лишь ограничивает рамки ценового коридора, а страховые компании не могут их нарушать.
Новый ценовой коридор ОСАГО (с 09.01.2019) зависит от категории:
• для A и E — 694-1407 руб.;
• B и BE — 2746-4942 руб.;
• C и CE — 2807-7609 руб.;
• D и DE — 2246-7399 руб.
Изменения отразились на:
• юрлицах, владеющих легковыми авто, понижением верхнего лимита стоимости автогражданки на 5,7% (2058-2911 рублей);
• водителях такси. Для них ценовой коридор расширился до 4110-7399 рублей.
Как изменилась цена ОСАГО
Если на первый взгляд изменения базовых ставок незаметны, это заблуждение. Не секрет, что страховые компании прилагают максимум усилий, чтобы в расчетах стоимости ОСАГО использовать максимальные показатели тарифов. Таким образом, изменения базовых ставок приведут к подорожанию полисов ОСАГО на 20%.
Есть предложения законодательно регулировать конкретное значение цены полиса. Например, если владелец транспортного средства пользуется услугами одного страховщика, то для него ОСАГО может обойтись дешевле. Однако никаких законодательных актов, закрепляющих эти предложения, пока принято не было.
Изменения, коснувшиеся КБМ
Основная задача коэффициента бонус-малус — отразить в стоимости страховки ОСАГО то, как автовладелец соблюдал ПДД, безаварийность и стиль вождения. Если владелец ТС ездил аккуратно, не попадал в аварии — он получал скидку (максимальный размер которой мог достигнуть 50%).
Как и ранее безаварийная езда или попадание в аварию по собственной вине понизит либо повысит стоимость автогражданки. Показатели КБМ рассчитываются по таблице, указанной в Федеральном законе № 40-ФЗ. Здесь практически все осталось без изменений. Страховые компании, производя расчеты КБМ, принимают во внимание все произведенные страховые возмещения.
Нововведения, коснувшиеся КБМ:
• цена автогражданки может вырасти на 145% от обычной стоимости для водителей, виновных в ДТП;
• если раньше коэффициент рассчитывался и мог измениться при продлении автогражданки, то теперь он определяется на год;
• он закрепляется за определенным человеком, а не за владельцем ТС и водителем, как было до этого. Ранее, если ТС становилось виновником ДТП, то это отражалось на КБМ всех водителей, которые были вписаны в полис.
Гражданам, впервые оформляющим автогражданку, применяется коэффициент 1,0.
Начало года по календарю и сроки расчетов КБМ не совпадают. Согласно нововведениям, отчетный период расчетов КБМ устанавливается с 01.04.2019 по 31.03.2020. После этого показатели будут обновлены. До 01.04.2019 коэффициент будет рассчитываться согласно правилам, действующим до принятия изменений.
Внесена ясность в некоторые моменты, ранее вызывавшие путаницу. В том случае, когда КБМ не совпадает с информацией, которая представлена в АИС ОСАГО, должен использоваться показатель, скорректированный за тот срок действия автогражданки, пока использовались неправильные данные. Т.е. страховщик должен установить коэффициент, соответствующий минимальному значению.
Изменения в ОСАГО без ограничений
Законодательство разрешает оформление открытых страховок. В них не указывается список лиц, допущенных к вождению застрахованного ТС. Чаще всего подобные полисы оформляются для бизнеса.
Оформляя открытые полисы автогражданки, страховщик подвергается дополнительному риску. Потому их стоимость выше стандартных страховок.
Нововведение не касаются юридических лиц, выступающих страхователями. Согласно новым нормам, цена полиса должна рассчитываться с учетом коэффициента КО для ОСАГО без ограничений. Коэффициент увеличится с 1,8 до 1,87. А значит, цена открытой автогражданки увеличится на 4%.
Как рассчитывается КВС
Как и прежде, стоимость автогражданки зависит от возраста автовладельца и стажа вождения. Наименьшую цену за страховку заплатит опытный водитель. Дороже всего страховка обойдется молодым неопытным водителям.
Данные показатели учитываются с помощью коэффициента КВС, который влияет на цену страховки. Именно его и коснулись нововведения, отразившиеся на автовладельцах:
• моложе 22 лет имеющих стаж менее 3 лет, КВС вырос до 1,87;
• старше 30 лет имеющих стаж 10 лет, КВС уменьшился до 0,96.
Нововведения затронули правила начисления стажа. Теперь он определяется с момента получения автовладельцем прав на вождение ТС любой категории. Стаж насчитывается отдельно по каждой категории. До нововведений он считался общим и определялся с момента получения прав любой категории.
Теперь в расчетах принимается не календарный год, а дата получения документа, которая указана в водительском удостоверении.
О штрафах
Наступивший год запомнится и тем, что одновременно в нескольких регионах Российской Федерации будет запущен пилотный проект по выявлению владельцев ТС, которые не оформляют страховку ОСАГО. Выполнение данной процедуры будет возлагаться на специальные видеофиксаторы. Такие приборы оборудованы системой интеллектуальной обработки поступающих данных.
В соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ отсутствие у владельца ТС страховки ОСАГО либо оформление ее с нарушениями, облагается штрафом. Это касается всех российских граждан.
ТС, которые были приобретены меньше 10 дней назад, составляют исключение. Данный факт должен быть подтвержден соответствующими документами.
Установлены штрафы:
• за отсутствие страховки — 800 рублей;
• за полис, оформленный с нарушениями — 500 рублей.
При каждом попадании автовладельца в зону действия видеофиксатора, с него будет взиматься штраф. Размер штрафа можно уменьшить, если погасить его не позднее 20 суток после наложения.
Стоит учитывать, что страховка ОСАГО, приобретенная через Интернет, начинает действовать не сразу. Срок действия e-ОСАГО начинается лишь спустя 3 суток после оформления полиса. Это полностью исключает вероятность оформления автогражданки сразу после аварии. А с этим страховщикам приходилось сталкиваться неоднократно.